Кире Георгиевне Муратовой могло бы быть 90 лет.
Сегодня могло бы исполниться 90 лет Кире Георгиевне Муратовой — певице девиантного поведения и драматичных чудачеств, одной из наиболее значимых женщин-режиссёров советского времени и постсоветской эпохи.
В честь этого рассказываем о своих любимых фильмах.
«Долгие проводы» (1971)
Оттепельная драма с Зинаидой Шарко под музыку Олега Каравайчука об отношениях матери и сына. «Долгие проводы» — первый общепризнанный киноуспех Муратовой. Советская пресса сравнивала фильм с неореалистами и Феллини, и не напрасно.
«Астенический синдром» (1989)
Тягучая песнь депрессии в серых декорациях перестройки. В 1990 году на Берлинском кинофестивале «Астенический синдром» взял спецприз, и именно с него началось увлечение режиссёра персонажами в девиантных состояниях. После этого фильма градус абсурда в картинах Муратовой будет только накаляться.
Оттепельная драма с Зинаидой Шарко под музыку Олега Каравайчука об отношениях матери и сына. «Долгие проводы» — первый общепризнанный киноуспех Муратовой. Советская пресса сравнивала фильм с неореалистами и Феллини, и не напрасно.
«Астенический синдром» (1989)
Тягучая песнь депрессии в серых декорациях перестройки. В 1990 году на Берлинском кинофестивале «Астенический синдром» взял спецприз, и именно с него началось увлечение режиссёра персонажами в девиантных состояниях. После этого фильма градус абсурда в картинах Муратовой будет только накаляться.
«Три истории» (1997)
В этом киноальманахе сюрреализм ситуаций доходит до уровня Беккета и Ионеско с флёром одесского юмора. Эксцентричные герои совершают убийства, лишённые любой логики. Пожалуй, самое яркое из ранних появлений Ренаты Литвиновой на экране. Кстати, фраза «Этой планете я ставлю ноль» — тоже из «Трёх историй».
«Вечное возвращение» (2012)
Последний, экспериментальный и самый сложный для восприятия фильм Муратовой. Тщетность бытия для режиссёра становится тут чем-то настолько ясным, что для того, чтобы передать эту ясность зрителю, ей хватает одной диалоговой сцены, повторяющейся с разными актёрами и в разных декорациях. Ситуация следующая: Мужчина приходит к Женщине, чтобы та помогла разрешить ему дилемму с любовницей и женой.
В этом киноальманахе сюрреализм ситуаций доходит до уровня Беккета и Ионеско с флёром одесского юмора. Эксцентричные герои совершают убийства, лишённые любой логики. Пожалуй, самое яркое из ранних появлений Ренаты Литвиновой на экране. Кстати, фраза «Этой планете я ставлю ноль» — тоже из «Трёх историй».
«Вечное возвращение» (2012)
Последний, экспериментальный и самый сложный для восприятия фильм Муратовой. Тщетность бытия для режиссёра становится тут чем-то настолько ясным, что для того, чтобы передать эту ясность зрителю, ей хватает одной диалоговой сцены, повторяющейся с разными актёрами и в разных декорациях. Ситуация следующая: Мужчина приходит к Женщине, чтобы та помогла разрешить ему дилемму с любовницей и женой.